вторник, 19 июня 2018 г.

~Правила моды в России и СССР~

В одном из прошлых роликов мы начали тему правил в моде и запретов, которые касались Европы. Поговорим сегодня о России-матушке. В отличие от Запада, в нашей стране запретов на роскошь не было и щеголять в мехах и жемчугах никто не запрещал...


ЗАПРЕТЫ И УКАЗЫ В ЦАРСКОЙ РОССИИ


Интересные записки оставил Юрий Крижанич, хорватский богослов и философ, в 1659 году прибывший в Россию. "Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы, а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом? Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками и твезами, шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шелка… Следовало бы запретить простым людям употреблять шелк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином. . . Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие черные люди носят шелковые платья. Их жен не отличить от первейших боярынь". 

Незадолго до прибытия Юрия Крижанича, в 1654 году, между Русью и Польшей началась война, которая завершилась в 1667 году. Среди ее последствий было то, что в одежде появились заимствования из Польши: польский кафтан, польская шуба. Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и их слугам было запрещено носить одежду иностранного образца.

Вскоре произошел один из самых печальных эпизодов в русской истории - указы Петра I, направленные на сближение с Западом и потерю русской самобытности. В августе 1698 года на следующий день после прибытия из-за границы царь в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов, после чего последовал налог на бороды. В 1700 году дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма, и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин — короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин — широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила). Запрет не коснулся только крестьян, монахов, священников и дьячков.д

В 1782 г. Екатерина II, будучи царицей расточительной в плане нарядов, издала три указа. Первый из них — "Об уборе дам, имеющих приезд ко двору". В нем рекомендовалось соблюдать "более простоту и умеренность в образе одежды" и запрещалось отделывать платье золотым и серебряным шитьем или кружевом шире 9 см и носить головные уборы выше 9 см. Во втором указе рекомендовалось дворянам являться в столицу и ко двору в платьях тех цветов, которые присвоены их губернии. Например, мундир дворянина Петербургской губернии представлен светло-синим кафтаном с черными бархатными отворотами, воротником и обшлагами; Московской губернии — красным кафтаном с темно-серой отделкой и т. д. В этой же цветовой гамме должны были решаться наряды их жен и дочерей. Третий указ — "О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору" — разрешал носить в особо торжественных случаях одежду из золотой и серебряной парчи, в менее торжественных — из шелка и сукна. Все ткани должны быть русского производства. Один из указов Екатерины определял форму придворного женского платья в праздники — национальный сарафан — распашная одежда из дорогой ткани, надевавшаяся на корсаж и каркасную юбку. 

Павел I в 1796 г. запретил длинные панталоны санкюлотов, фраки, круглые шляпы и короткую стрижку. Конечно, остановить такими указами развитие моды невозможно, тем не менее при жизни Павла I (в течение пяти лет) дворянство России вынуждено было одеваться, как на маскарад, в старомодные костюмы. После его смерти новые формы костюма с молниеносной быстротой были восстановлены в быту. 

ЗАПРЕТЫ В СССР


И если во времена Петра 1 запрету подлежали русские костюмы, то во времена СССР все было наоборот. В советское время моду официально запретили. Запрещены были западные журналы мод и любой намек на Европейские веяния, которые считались уделом покинувшей страну в больших количествах аристократии - белых, против кого воевали большевики. Позже запрет усугубиться с началом Холодной войны, когда опустится “Железный занавес”. Также считалось, что это "буржуазные штучки", а у женщины работающей на благо общей идеи на создание великой страны не должно быть времени на моду! Мода развращает!

В 1923 году вышел советский журнал мод "Ателье", задуманный как альтернатива модным парижским журналам - требовалось придумать что-то свое, без оглядки на Запад. Главной целью издания объявлялось "стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно". В первом номере блистали такие имена как Кустодиев, Ахматова, Петров-Водкин и многие другие деятели искусства. Специально для "Ателье" Вера Мухина создала эскиз своего знаменитого платья-бутона. Платье это было названо в журнале "эстрадным": пышная юбка напоминала лепестки цветка, изящный силуэт дополнялся широкополой красной шляпой и тростью. Предложенный журналом новый эстетический стиль был рассчитан скорее на артистическую публику, чем на домохозяек и служащих. А прозападные источники вдохновения авторов не заслужили доверия властей. Вскоре журнал подвергся суровой критике и был закрыт.

После Второй мировой войны, когда Красная армия возвращалась домой из Европы, модные течения хлынули в страну. И, конечно, это были запрещенные журналы мод и ткани. Поток привозных вещей заполнил комиссионные магазины и рыночные "толкучки". От неведения происходили курьезные ситуации, например, великолепное зарубежное нижнее бельё - пеньюары, комбинации, ночные сорочки и нижние юбки принимались за вечерние туалеты, поэтому нередкими были случаи, когда советские женщины приходили в публичные места в нижнем белья, считая его парадной одеждой. Появились фарцовщики - нелегальные продавцы труднодоступных товаров, в том числе и одежды. Несмотря на канон "просто и скромно", который усердно культивировала советская идеология, модным часто считалось то, что редко можно было встретить на прилавках общедоступных магазинов. Как и все незаконное, добыча одежды у фарцовщиков скрывала множество опасностей. Доверчивая девушка могла заплатить за заграничные джинсы три цены, но все равно остаться ни с чем: предприимчивые теневики отдавали в упаковке вместо готовой вещи одну штанину. Если покупателю все-таки везло и вещь была целой, она могла не подойти по размеру. 

Также после Второй мировой появились стиляги - молодежь, танцующая под запрещенные джаз, блюз и рок-н-ролл. Одевались они с точки зрения советского общества возмутительно: узкие брюки, длинный двубортный пиджак яркой расцветки и столь же яркая рубашка, галстук с экзотическим рисунком, цветные носки, ботинки "на манке" и черные очки.Но как же бороться со всем этим? Дело в том, что закон-то стиляги не нарушали… В СССР можно было посадить за тунеядство, но практически все стиляги были трудоустроены или учились. Под "безыдейность" и "преклонение перед Западом" это все тоже не попадало. Оставались общественные методы воздействия. Для борьбы со стилягами создавались "бригады добровольного содействия милиции", в состав которых входила молодежь, по возрасту равная стилягам. Они-то и устраивали всевозможные облавы, врываясь на танцплощадки, в рестораны и прочие места, откуда поступал сигнал о присутствии стиляг. Такие комсомольские патрули могли принудительно состричь кок или порезать узкие брюки и пышные юбки стиляг. Общественное мнение видело в стилягах только тунеядцев, прохиндеев, подражателей Западу и "моральных уродов".

С 1947 года в мировой моде главенствует стиль "нью лук", предложенный Кристианом Диором. Но в послевоенном СССР невозможно было шить платья, на которые уходило от 10 до 40 метров ткани. Поэтому стиль Диора подвергался жесточайшей критике, а советские женщины еще долгое время ходили в укороченных юбках, скромных платьицах в цветочек и жакетах с подкладными плечами. Несмотря на все запреты и высмеивания, диоровский "нью лук" окольными путями все же проник в СССР, хотя и с большим опозданием. Окончательно этот стиль утвердился в СССР только в 1956 году, с выходом на экраны фильма "Карнавальная ночь" с Людмилой Гурченко.

В 1960-х мода Европы активно развивалась, появлялись новые дизайнеры, стили, фасоны. Все эти новинки хоть с опозданием, но просачивались сквозь "железный занавес". В конце 1960-х началась эпидемия на мини-юбки, и продлилась целое десятилетие. В 1967 году в Москве прошел Международный фестиваль моды — под эгидой мини-юбки и не по-советски ярко. Насколько сильный ажиотаж мини-юбки вызывали у модниц, настолько же сильное возмущение — у блюстителей советской нравственности. В школах и техникумах студентов встречали не словом "Здравствуйте!", а грозным взглядом и линейкой — если длина юбки не соответствовала нормам морали, учениц отправляли домой переодеваться. Но все это было бесполезно — через пару лет запреты пали под натиском моды и ноги с восторгом оголили даже старшие представительницы советских женщин. А скоро ждала еще одна напасть — женский брючный костюм. Повседневное ношение считалось за дерзость — в таком виде барышню могли не пустить в приличный ресторан. Вообще, первое время брюки на женщине в общественных местах или на работе воспринимались так же негативно, как женское курение. 

ЗАПРЕТЫ В ШКОЛЕ


Школьники 1970-80 годов вспоминают, как многое запрещалось в школе.

Длинные волосы у мальчиков. Считалось, что это проявление тлетворного влияния Запада. Такие шевелюры носили музыканты идейно чуждой группы "Битлз"! Длинноволосых школьников отправляли в парикмахерскую стричься. В радикальных случаях ножницами отхватывали кусок патлатой шевелюры, и тогда поход к цирюльню становился неизбежным. Бывало, что особо упрямых даже исключали из школы.

Кроссовки. В конце 80-х, когда кроссовки только появились в СССР, они воспринимались как неуместный в школе западный шик. С помощью кроссовок идейный враг разлагал советскую молодежь! Школьников в кроссовках заставляли идти домой переобуваться. А еще на помощь учителям приходили благородные разбойники. Зачастую они снимали с малоавторитетного пацана кроссовки еще на дальних подступах к школе, где-нибудь в подворотне. 

Нельзя было носить серьги - нечего демонстрировать другим детям, что семья может позволить себе золотые украшения для дочки. Учителя заставляли снимать серьги прямо на уроке, чтобы другим было неповадно. Только перед началом перестройки правила стали смягчаться – позволяли носить малюсенькие "гвоздики".

По той же причине запрещали джинсы, которые сейчас уместны в некоторых школах по субботам и во время мероприятий. В 1980-х джинсы были дефицитом, привозили их папы – моряки загранплавания или доставали мамы, работающие в торговле. В общем, типичный символ социального неравенства!

***
Все эти запреты, скудный ассортимент массового производства СССР, а также истребление аристократии и интеллигенции, которые веками были носителями прекрасного, привели к печальному результату. В эпоху перестройки, когда рынки наводнили челноки, люди как безумные кинулись скупать китайский ширпортеб, комичные образцы которого до сих пор можно увидеть не только на женщинах, но и на рынках. К счастью, по прошествии политических и экономических кризисов, только в середине 2000-х - начале 2010-х стала зарождаться культура моды и стиля. Появились передачи о моде, которые просвещают массы, появилась профессия стилист, женщины стали интересоваться вопросами красоты, поэтому на улицах появляется все больше стильно одетых людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий