понедельник, 18 июня 2018 г.

~Обзор костюмов из фильма "Титаник" (1997)~

19 декабря 1997 года в США состоялась премьера фильма “Титаник”, которому суждено было стать культовым. Снятый режиссёром Джеймсом Кэмероном, фильм установил рекорд, став самым кассовым фильмом за всю историю кинематографа, и удерживал это достижение на протяжении 12 лет. В 1998 году "Титаник" получил 11 премий “Оскар”, включая награду "Лучший фильм" 1997 года.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ


В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана потерпел крушение самое большое на тот момент судно в мире - лайнер “Титаник”. Трагедия случилась под конец пятого дня следования "Титаника" по трансатлантическому маршруту из Великобритании в США. 14 апреля "Титаник" получил 7 ледовых предупреждений от различных судов, пересекавших Северную Атлантику, но, несмотря на это, корабль продолжал идти на высокой скорости. Когда прямо по курсу была замечена ледяная гора, "Титанику" не удалось быстро изменить курс. В 23:40 правый борт лайнера задел подводную часть айсберга, и судно получило несколько пробоин. Судно начало медленно уходить под воду. Спустя 2 часа 40 минут корабль полностью ушёл под воду. Катастрофа унесла жизни, по разным данным, от 1495 до 1635 человек. До 20 декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром "Донья Пас", гибель "Титаника" оставалась самой крупной по количеству погибших катастрофой на море в мирное время. 

О ФИЛЬМЕ


Гибель лайнера неофициально считается самой известной катастрофой ХХ века, не удивительно, что это событие стало сюжетом для многочисленных фильмов. Самым первым стал американский фильм “Спасшаяся с Титаника”, он был выпущен уже через месяц после катастрофы, а исполнительница главной роли Дороти Гибсон действительно была в числе пассажиров корабля. Фильм считается утраченным, так как все его известные копии были уничтожены во время пожара на студии. В 1943 году вышел чёрно-белый нацистский пропагандистский фильм, основной идеей которого было “прославление мужества немецких мужчин», ведь после столкновения "Титаника" с айсбергом богатые пассажиры сразу же бросаются к спасательным шлюпкам, в то время как пассажиры-немцы из третьего класса ведут себя мужественно. В 1953 году вышел американский чёрно-белый художественный с множеством неточностей, получивший “Оскара” за лучший сценарий. В 1996 году на свет вышел фильм “Титаник”, а буквально через год вышла версия, ставшая самой известной - картина 1997 года Джеймса Кэмерона.

Интересный факт. Думая, кого пригласить на роль Розы, Джеймс Кэмерон перебрал в уме всех молодых и перспективных голливудских актрис: Вайнону Райдер, Гвинет Пэлтроу, Николь Кидман, Анджелину Джоли, Уму Турман, Шарлиз Терон. Думал даже о Мадонне! С некоторыми из этих актрис были сделал кинопробы, но в итоге все отказались от съемок. Тем временем о "Титанике" услышала 20-летняя английская актриса Кейт Уинслет. Она начала ежедневно отправлять Кэмерону письма, и в итоге добилась приглашения на пробы. Уинслейт совсем не подходила по типажу, Кэмерону она показалась крупноватой. Но девушка так вцепилась в роль, что стала звонить режиссеру на мобильник и говорить: "Вы ничего не понимаете! Я и есть Роза! Я не знаю, зачем вы вообще рассматриваете других актрис!" - и Кэмерон сдался. И не прогадал - Кейт Уинслейт была номинирована на несколько премий как лучшая актриса, и получила за роль в "Титанике" награду кинопремии журнала "Empire" как лучшая британская актриса.

ЭПОХА И КОСТЮМЫ


В 1998 году фильм получил премию “Оскар” за лучшие костюмы. Художником по костюмам стала Дебора Линн Скотт. Перед ней стояла задача достоверно визуализировать эпоху, ведь фильм претендует на историческую достоверность. Также костюмы должны были проиллюстрировать характеры и переживания героев, а еще и пережить суровые условия съемок. 

Прежде чем приступить к работе, художница изучила множество литературы по эдвардианской моде 1910-1914-х годов, в том числе фотографии тех лет и журналы мод. Этот период времени ознаменовался постепенным переходом от ультра-женских, S-образных силуэтов эпохи модерна к более прямым, мальчишеским силуэтам 20-х годов. Деборе следовало также учесть, что для пассажиров первого и второго класса на "Титанике" поездка была не просто путешествием из одного места в другое, а щедрой пятидневной вечеринкой. Женщины меняли одежду по 3-4 раза в день. Нужно было изготовить не только платья, но и шляпы, богато декорированные перьями, лентами, драгоценными камнями, бантами. Обувь времен “Титаника” была узкой. Её отличал оттянутый мысок и средней высоты каблук. Для фильма было сшито огромное количество нарядов, которыми можно любоваться на протяжении всего фильма, заметив, что днем женщины преимущественно носили светлые комплекты, а вечером - темные. Дамы старшего возраста предпочитают темные комплекты.

Костюмы мужчин отличаются меньшим разнообразием, нежели женские. В фильме мы можем увидеть, что пассажиры первого и второго класса носят костюмы-тройки, состоявшие из пиджака, жилета и брюк, дополняя образ белоснежной рубашкой и галстуком. Для ужина джентльмены выбирают черные фраки с белыми жилетами и белыми галстуками-бабочками (сейчас такой дресс-код называется white tie и остается неизменным около двух веков). Смерть настоящие мужчины тоже встречают при полном параде: богачи - во фраках, цилиндрах, белых торжественных шарфах с кистями и белых перчатках. Музыканты предпочитают черные парадные костюмы с черными галстуками-бабочками, утепляя комплект серыми пальто. 

Вот что художник по костюмам Дебора Линн Скотт рассказала о работе над костюмами для фильма:

“Джеймс Кэмерон и я хотели, чтобы костюмы были настолько точным, насколько это было возможно, поэтому я действительно изучи ла этот период, прочла книги того времени, где говорилось о том, сколько раз в день нужно менять одежду и в каких случаях следует носить перчатки. Я реставрировала одежду того периода, разработала свои собственные фасоны из восстановленных кусков ткани, кружев или старых бисероплетений. Одежда для пассажиров третьего класса - это сочетание разных этнических типов и иммигрантов, и мы представляли костюмы ирландцев, итальянцев, восточноевропейцев. В итоге в фильме можно увидеть как винтажную одежду, так и пошитую специально для съемок. Актрисам приходилось носить корсеты, так как силуэты тех времен предполагают строгий силуэт. Кейт Уинслейт действительно носила корсеты под всеми платьями”.

Интересно то, что если в начале путешествия мы четко видим разделение на богатых и бедных, то во время катастрофы все становятся похожими друг на друга, ведь перед лицом смерти все равны. Одинаковые спасательные жилеты усиливают этот эффект.


НАРЯДЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ


Фильм повествует о двух влюбленных, встретивших друг друга на борту непотопляемого роскошного судна. Роза Дьюитт Бьюкейтер (в исполнении Кейт Уинслет) и Джек Доусон (Леонардо Ди Каприо) принадлежат разным слоям общества: она из семьи аристократов и готовится выйти замуж за промышленника Каледона Хокли. Джек - бедный художник, бродяга, выигравший билеты на “Титаник” в карты. Этот контраст вначале фильма явно показан и с помощью костюмов - она одевается в роскошные платья, он меняет наряд только во время торжественного ужина. В остальное время он одевает то, что прихватил с собой в небольшом мешке - светлые брюки он дополняет то белой рубашкой с черным пиджачком и серой курткой, то коричневой рубашкой, а вторую часть фильма носит украденное пальто.

Роза разрывается от внутренних противоречий - с одной стороны, она должна изображать из себя девушку из высшего общества с изысканными манерами, но в душе ей хочется плеваться, курить и вести себя свободно. Эти противоречия показаны с помощью одежды. 

“Я старалась себя вести как благовоспитанная девушка, но мое сердце обливалось кровью” - говорит Роза, облаченная в дорожное платье. Черно-белая полоска, геометрические мотивы и рубашечный воротник с галстуком подчеркивают то, что девушка старается держать себя в рамках приличий. Интересно знать, что бархатные вставки не черного - а темно-фиолетового цвета. Комплект дополняет фиолетовая шляпа с гигантским бантом. Джейм Кэмерон попросил, чтобы эта шляпа была как можно больше - как символ богатства. Дебора Линн Скотт постаралась воплотить это в жизнь, чтобы при этом героиня выглядела роскошно, а не смешно. Когда художница увидела машину, из которой Уинслейт должна была выходить, то подумала: “Боже мой! Дверь настолько маленькая! Что я буду делать, если шляпа не войдет в дверь?”.

Белое платье с золотыми вставками и обилием кружева показывает скорее не то, как Роза себя чувствует, а демонстрирует то, как видит ее Джек и весь третий класс - как ангела, который витает где-то там наверху, в недосягаемой высоте.

Пик внутреннего конфликта показан с помощью страстного красно-черного платья, декорированного чёрным кружевом и обилием бисера. У платья есть название - “Платье для прыжка Розы” ("Rose's jump dress"). Если соберетесь пересматривать фильм, то советую посмотреть режиссерскую версию, где добавлено несколько фрагментов, которые наиболее полно раскрывают сюжет. После ужина Роза уходит в каюту, где она зовет служанку и хочет снять ненавистное платье, после чего растрепанная бежит по палубе с желанием сброситься с корабля. Заметьте, что когда Роза бежит по палубе, а потом перешагивает за перила, можно услышать звон колокольчиков, который изображает звон бисера. Это платье, которое участвует в трюках с каскадером, но оно одновременно должно было быть высокомодным.

По мере развития сюжета мы узнаем, что Роза и Джек не такие разные. Это родственные души, их обоих увлекает изобразительное искусство. Девушка мечтает о той свободе, которую имеет ее возлюбленный. В режиссерской версии Роза говорит Джеку, что ненавидит красную икру, ненавидит, что ей указывают, о чем можно мечтать, а о чем нельзя, что ей хочется заниматься делом, а не быть украшением. Ей хочется быть художником или скульптором, танцовщицей или актрисой (вспомните фотографии на полке рядом с Розой-старушкой, она и правда воплотила это в своей жизни). Роза меняется и становится свободной. Она начинает одеваться проще, ее наряды становятся менее пышными, без лишнего декора. Начинают преобладать светлые цвета: белый, желтый, розовый. Шляпы и с ложные прически исчезают, волосы распускаются.

В удаленной из фильма сцене Роза находит Джека на палубе. На ней легкое бело-желтое платье с деликатной вышивкой в виде витьеватых орнаментов. Платье выступает как символ начала ее перерождения. Роза решает открыться Джеку, рассказывая о своих переживаниях.

Во время ужина пассажиры выбирают черно-белый дресс-код. На Розе - блестящее черное платье, на Джеке - фрак и белоснежная рубашка с белой бабочкой. Платье Розы кажется скромнее, чем, к примеру, наряд ее матери. Руфь выбрала для себя платье с корсетом, прозрачной вставкой в зоне декольте, украсила волосы перьями. Главные герои чувствуют себя чужими в этом обществе, куда веселее им на празднике, который устроен на нижней палубе, где Роза смело сняла с себя обувь и выпила бокал пива. После этого вечера она окончательно почувствовала свободу, что можно заметить по выбранному ею светлому наряду для завтрака. Однако и жених, и мать настаивают на том, чтобы она взяла себя в руки, девушка испытывает давление и печаль, отображение которой в ее синем платье из бархата - одновременно мягком и контрастном. Спустя время Роза приходит к Джеку в этом же платье на нос корабля, где происходит знаменитая сцена полета. Обратите внимание, что контрастные комплекты в вечернем свете кажутся одинаковыми по цвету, что подчеркивает единение персонажей. Развевающаяся накидка Розы по фактуре похожа на бедняцую рубашку Джека. 

Перед знаменитой сценой, когда Роза позирует Джеку в одном кулоне “Сердце океана”, она снимает роскошный пеньюар, похожий на крылья бабочки, что характерно для эпохи модерна. После этого она надевает платье, название которого можно перевести как “Тонущее платье Розы” или “Платье, в котором Роза тонет” из белого и серо-лилового шифона с розовым поясом. Этот наряд пришлось сшить в нескольких вариантах, ведь от соленой воды наряд страдал. На душе Розы легко и радостно, девушка освободилась от своих оков. Дебора Линн Скотт рассказала, что шифоновая ткань выбрана не случайно - в этом платье Роза должна красиво выглядеть под водой, а мокрый шифон красиво облегает тело.

Дымчато-розовое пальто, которые ненадолго появляется в фильме, было отшито в 11 экземплярах. Пальто сделано из тонкой розовой шерсти с розовой шёлковой подкладкой. На воротнике и манжетах выполнена вышивка чёрным сутажом, а по краям – ещё более тонкой шёлковой тесьмой. Пуговицы обтянуты чёрным шёлком. Пальто сшили на два размера, чтобы подчеркнуть уязвимость героини перед стихией и неумолимой судьбой.

Во время катастрофы нет места вечерним платьям и красивым нарядам. Ее волосы растрепаны, она одета то в плед, то в мужское пальто. Черное облачение во время прибытия в Америку - это символ траура и внутренней пустоты, символ силы и мужественности. Это символ долгожданного освобождения, о чем говорит также Статуя Свободы Чуть позже мы увидим, что она осуществила все свои мечты: и летала на самолете, и ездила верхом на лошади, как ковбой.

Заканчивается фильм сценой, где пожилая Роза прощается с “Сердцем океана” в белой сорочке. Белый - цвет освобождения, очищения от груза воспоминаний, который тяготил ее всю жизнь. Этот цвет повторяется и во сне, когда она возвращается на Титаник, но теперь он носит мистический характер, олицетворяя загробный мир, в который, вероятно, и перенеслась Роза-старушка из своей теплой постели, как и пророчил Джек.

ВЛИЯНИЕ ФИЛЬМА НА МОДУ


Во-первых, после выхода фильма "Титаник", писком моды стали топики (непременно до пупка или даже выше!) с Лео Ди Каприо и Кейт Уинслет. Топики были из жуткой синтетики. Но их носили почти все девочки-подростки!

Во-вторых, любители фотосессий и вечеринок в старинных стилях до сих пор шьют одежду, похожую на наряды в “Титанике”, делятся выкройками и способом пошива. Дебора Линн Скотт говорила, что встретила как-то в Египте женщину, одетую в платье из фильма.


В-третьих, ювелирные магазины стали предлагать копию бриллианта “Сердце океана”. Интересно узнать, что когда режиссер Джеймс Камерон искал подходящий камень на роль подвески "Сердце океана", то сначала забраковал сапфиры как слишком тусклые, а затем настоящие голубые алмазы – как слишком темные. В результате длительного поиска необходимого минерала оказалось, что лучше всего подходит цоизит - дешевый м заменитель синих сапфиров. Прототипом “Сердца океана” стал легендарный алмаз "Хоуп", который называли проклятым из-за того, что почти все его владельцы погибали трагической смертью. После выхода в 1997 году нашумевшего фильма маркетинговым продвижением минерала на ювелирном рынке занялся успешный бренд Тиффани. Эксперты бренда посчитали, что название камня (zoisite) напоминает слово (suicide), и предложили назвать его "танзанитом" в честь страны Танзании, где его добывают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий